Страница 1 из 1
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 08 авг 2022, 13:36
Semicolon
Добрый день. Подскажите, какие варианты лечения есть в моём случае.
Появился дребезг от котла Baxi Main 5, при открытии крышки обнаружилось, что дребезг локализован в районе турбины, а издаёт его вентилятор охлаждения двигателя турбины (или это лопасти для подмеса приточного воздуха). Лопасти вентилятора при включении турбины или не крутятся и вибрируют о стенки турбины, или еле крутятся из-за того, что бьются о стенки других механизмов.
При этом сама турбина раскручивается, выхлоп наружу выбрасывается с прежним давлением, не хуже.
Ошибок никаких не пишет.
Это турбина под замену целиком (сейчас их нигде нет в наличии) или ремонтируемо без замены?
Пользоваться котлом с этой неисправностью можно или выключаю и до исправления не трогаю его?
Снял видео с тремя фазами этой неисправности:
bZUpP0-oUFk
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 08 авг 2022, 13:59
Bahus
Ух ты. Так это... у вас там в улитке что-то происходит. Снимите вентилятор да и посмотрите чего там не так.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 08 авг 2022, 14:04
Semicolon
Bahus, а почему в улитке? Я на видео показываю из-за чего дребезг. Железные лопасти, расположенные у двигателя турбины вибрируют о корпус двигателя когда в катушке появляется ток, либо о корпус турбины. Такое ощущение, что когда-то лопасти крепились к валу без люфта, а теперь они просто болтаются на нём.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 08 авг 2022, 16:50
Starik
Само оно так не ломается.
Кто-то явно пытался разобрать турбину.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 08 авг 2022, 17:12
Semicolon
Starik, к ней никто не прикасался - это абсолютно точно.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 08 авг 2022, 17:34
Bahus
Всё-равно не понимаю.
Во-первых, нужно понять почему вентилятор не стартует в принципе. Он явно не в клину. Если бы уплотнения разбило, то он бы громыхал, но крутился бы. Напряжение на него в момент горения приходит?
Во-вторых. Непонятно, почему при молчащем вентиляторе котел не сваливается в ошибку по датчику температуры отходящих газов.
Именно поэтому я и предложил его снять и осмотреть "на коленках", так сказать. Можно и внутрь заглянуть и руками покрутить на предмет люфта вала.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 08 авг 2022, 18:15
Starik
Мне показалось, что якорь вращается, по крайней мере в конце съёмки.
Надо бы переснять видео, царапнуть якорь или фломастером, карандашом, ручкой черту поперек сделать, что бы на видео видно было вращается или нет.
Semicolon писал(а): 08 авг 2022, 17:12к ней никто не прикасался - это абсолютно точно.
Ну очень странная неисправность. Если на самом деле не было попытки разобрать, то могу предложить вариант ремонта (если якорь свободно вращается, т.е. турбина работает правильно), но потребуется осторожность и предельная аккуратность.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 08 авг 2022, 20:28
Semicolon
Турбина раскручивается - это и слышно по привычному гулу, и по вибрации, и по напору воздуха у выхода коаксиальной трубы.
Вал крутится - я на якорь и его шток нанёс штрихи, чтобы было нагляднее - видно, что крутится, а металлическая крыльчаткая будто просто болтается на штоке, в конце притягиваясь к катушке.
Вот ещё одно видео, более детальное, надеюсь:
UKsFLUv_CzY
На 36 секунде видно, как крыльчатка болтается на штоке.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 08 авг 2022, 22:18
Starik
Сними турбину, рассмотри внимательно к чему эта крыльчатка прижиматься должна (мне лениво свой котел разбирать). Скорее всего к втулке улитки, т.е. турбину кладешь на стол двигателем вверх, что бы оторванная крыльчатка легла на втулку. Если правильно думаю, то между корпусом и крыльчаткой должен быть зазор. После того как увидишь что с чем соприкасается, возьми суперклей и аккуратно капни в место соприкосновения (можно капнуть на отвертку, а потом отверткой доставить клей к деталям). Дай застыть и продолжай эксплуатацию, главное, чтобы не перекосило в момент застывания клея. Можно и другим клеем воспользоваться, главное, чтобы 200 градусов держал (что-то за суперклей сомнения у меня возникли по температуре...).
Заодно помоешь улитку, только аккуратно, не сбей балансиры с крыльчатки (которая внутри улитки). Лучше сначала помыть, а потом клеить.
Таков мой способ ремонта. На качество работы турбины особого влияния не окажет, главное ровно зафиксировать.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 09 авг 2022, 12:25
Semicolon
Полез снимать турбину, но не разобрался, как её снять. Подскажите, пожалуйста.
Вижу только один винт справа внизу. Его убрал, она чуть шевелится, но снять не удаётся.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 09 авг 2022, 12:55
Bahus
Если не изменяет память - вентилятор снимается вместе с пластиной, на которой он сидит. И только потом от неё откручивается.
Сначала выкрутите датчик температуры, затем снимите электропитание вентилятора. Ну а потом уже панель с вентилятором снимать.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 09 авг 2022, 13:22
Semicolon
Судя по тому, как ведёт себя пластина - она снимается после демонтажа турбины.
Неужели турбину надо просто вниз тянуть? Я боюсь оторвать чего нужного. Хотя и тянул - не даётся
Ниже фото из интернета, там нет описания процедуры снятия, но видно, что турбина снята отдельно от пластины. И видно, что пластина закреплена винтами к корпусу, не снималась.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 09 авг 2022, 15:43
Bahus
это геометрия отверстий в панели.

А это вентилятор с другой стороны
Отправлено спустя 56 секунд:
т.о. один винт, потом вниз и на себя.
Отправлено спустя 4 минуты 58 секунд:
Смотрю сейчас на его фотки - похоже конструкция лучше чем раньше в котлах 4 поколения. Тут, похоже с улитки всё можно сдернуть кроме ротора. 2 гайки и 3 торкса.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 09 авг 2022, 18:31
Starik
Semicolon писал(а): 09 авг 2022, 12:25Полез снимать турбину, но не разобрался, как её снять.
Чтобы легче было снимать турбину, можно коаксиал сдернуть. Внутренняя (выхлопная) труба коаксиала одета прямо на улитку, а там уплотнение, оно будет держать улитку (прикипело/закоксовалось). Мне проще, у меня вот такая штуковина установлена.
Снимаю переднюю стенку камеры, потом откручиваю переднюю пластину на которой закреплена улитка и враскачку тяну вниз. Улитка к пластине двумя саморезами крепится, можно их открутить, но легче снимать не станет.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 09 авг 2022, 19:46
Semicolon
Спустя три часа периодических попыток вытащить турбину, я её всё-таки выдернул!!! Немного пропшикал силиконовым спреем соединение турбина-коаксиал, подождал, пошатал и турбинка поддалась.
Турбина удобная - вал с колеса можно снять - внутри гайка на 10 с обратной резьбой. Откручиваем её, снимаем корпус с двигателем - получаем две детали. Корпус турбины состоит из двух половин, стянутых тугими пружинками в 4-5 точках, и если их демонтировать, то можно добраться до рабочего колеса турбины. Снимать их не стал - просто промыл и щёткой прочистил лопасти.
Что же до виновника неисправности - крыльчатка, похоже, была приварена к какой-то шпонке, которая за шесть лет эксплуатации умудрилась проржаветь и превратиться в прах. Во внутренностях турбины нашёл лишь небольшой ржавый кусок от неё.
Вот он:
А вот как выглядит сама крыльчатка со стороны сварки (довольно похабно) и блок с двигателем:
Отверстие на крыльчатке выглядит будто его вырезали ножницами по металлу.
Предполагается, что крыльчатка сидит между двигателем и корпусом турбины. Но что-то пошло не так, и она ушла в свободное перемещение по валу, периодически намагничиваясь на обмотку двигателя.
Я не придумал, как вернуть крыльчатку на вал так, чтобы она не ездила по нему (учитывая форму её отверстия), и принял решение убрать её совсем. Понимаю, что остался без охлаждения двигателя, но пока нет мыслей, как обратно приладить крыльчатку.
Собрал всё обратно, промазал вазелином патрубок, и надел обратно на трубу. Котёл работает нормально, без ошибок, и значительно тише, чем до поломки (наверное, из-за того, что я почистил лопасти колеса).
Спасибо
Bahus и
Starik за помощь с полезными советами!
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 10 авг 2022, 07:56
Starik
Semicolon писал(а): 09 авг 2022, 19:46Турбина удобная - вал с колеса можно снять - внутри гайка на 10 с обратной резьбой. Откручиваем её, снимаем корпус с двигателем - получаем две детали.
Чем (как) вал фиксировал при откручивании гайки, если не секрет.
Теперь турбина и хозяин подготовлены к установке шарикоподшипников, после того, как подшипники скольжения загнутся (основная неисправность турбин).
Semicolon писал(а): 09 авг 2022, 19:46... за шесть лет эксплуатации умудрилась проржаветь и превратиться в прах.
Вот тут надо очень внимательно смотреть, выполнен ли уклон коаксиала правильно, т.е. на улицу. Только конденсат может так попадать и убивать турбину. Других причин для такой интенсивной коррозии нет, имхо, между корпусом улитки и валом двигателя сальника нет, зазор там достаточный, влага может свободно затекать по крыльчатке на вал и далее. Шпонка - чермет, крыльчатка приварена на кольцо, анодирование не самое качественное, а при сварке ещё и нарушается (исчезает в точке и вокруг), вот и сгнило. Надо бы внимательно посмотреть на выхлопную систему (уклон), наличие/отсутствие потеков внутри камеры сгорания и т.п.
Турбина - следствие, надо искать и устранять причину, имхо.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 10 авг 2022, 09:33
Bahus
Да, не очень понятно откуда коррозии взяться. Только если конденсат. Но уж больно локально как-то...
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 10 авг 2022, 09:54
Semicolon
Starik писал(а): 10 авг 2022, 07:56
Чем (как) вал фиксировал при откручивании гайки, если не секрет.
Заблокировал лопасти отвёрткой, просунув её в отверстие, где резиновая втулка входит в турбину (которая на крышке котла снаружи закрыта заглушкой). Отвёртка прошла между лопастями к центру колеса. Лопасти довольно мягкие, но и усилие нужно совсем небольшое для отворачивания.
Starik писал(а): 10 авг 2022, 07:56
Теперь турбина и хозяин подготовлены к установке шарикоподшипников, после того, как подшипники скольжения загнутся (основная неисправность турбин).
Это в двигателе? Потому что само колесо турбины подшипников не имеет - просто сидит на валу. Вынимаешь вал - колесо остаётся свободно болтаться в корпусе.
Starik писал(а): 10 авг 2022, 07:56
Вот тут надо очень внимательно смотреть, выполнен ли уклон коаксиала правильно, т.е. на улицу. Только конденсат может так попадать и убивать турбину.
Подозреваю, что это следы давней ошибки, когда выхлоп был накрыт навесом и собирал вокруг себя (и в себе) литры конденсата, а зимой это всё превращалось в сталактиты из льда на крыше и сталагмиты на земле. Пару лет оно так проработало. Но давно это было - года 4 прошло. С тех пор навеса нет. Но уклон я проверю ещё дополнительно.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 10 авг 2022, 15:30
Starik
На торце вала есть спилы под хитрый ключ (это в улитке моего котла), размышлял из чего этот ключ/фиксатор сделать (трубкой должен быть, похоже, иначе ключом не подлезешь), в крыльчатку отвертку совать опасался. За ответ - спасибо.
Semicolon писал(а): 10 авг 2022, 09:54Это в двигателе?
Да, в нём самом.
Двигатель начинает громыхать, смазка не спасает, тогда меняют подшипники (в интернете много роликов было) скольжения на подшипники качения. Пустоты (по внешнему диаметру подшипника качения и корпуса) заполняют всевозможными втулками, кольцами, кто что найдет/придумает. Много денег экономит такой ремонт. Двигатель же горит только когда подшипники подклинивают/клинят.
Втулка (подшипник скольжения) крепится пружинной шайбой, выполнить её замеры и посмотреть/найти на АлиЭкспрессе особого труда не составит (можно даже втулки с шайбами). Такой подход вернет двигатель в исходное состояние, имхо, когда уже умеешь разбирать.

Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 10 авг 2022, 18:29
Semicolon
На колесе турбины есть отверстие - можно попробовать за него чем-то зацепиться если вариант с отвёрткой не сработает.
Вот так выглядит моё колесо.
Main 5 неисправность вентилятора турбины
Добавлено: 11 июл 2023, 12:46
Dron62
Здравствуйте!
Из ветки темы не совсем понятно как вы окончательно решили проблему. Вы совсем сняли крыльчатку охлаждения, котёл работает, ошибки не выдаёт. Вы так и оставили? Как котёл отработал год? Или вы предприняли ещё какие-то действия?
Спасибо.