В общем вот такие мои рассуждения. Не претендую на истину, если где-то заблуждаюсь, то попрошу меня поправить. И да, извините за картинку, графикой навовсе не владею, поэтому paint. Снимал на тапок, как говорится (с).
Для начала попробовал разобрать историю с одним баком. У меня выходит вот так. Картинка одна, схем 5. Исходные данные для удобства восприятия (наверное): воздушная камера - 1 бар, давление в системе на холодную - 1,5 бар. Затем нагрев. Да. Воздушная камера слева, водяная справа, но думаю и по рисунку понятно будет.
1. Бак без воздуха, система пустая и открытая. Везде по нулям.
2. Качаем бак до 1 бар. Поскольку система открытая, давление не меняется, там остаётся ноль. Мембрана выгибается в сторону системы.
3. Закрываем сливной кран системы отопления и заполняем систему до 1 бар (считаем что из системы воздух удалили). Давление с обоих сторон мембраны уравнялось, мембрана остаётся в прежнем состоянии.
4. Заполняем систему дальше. До 1,5 бар. Воды больше, места нужно больше, начинает выгибать мембрану назад. Воздуху деваться некуда, начинает сжиматься. У меня нарисовано, что мембрана встала в исходное положение и давление в воздушной камере стало тоже 1,5 бар. Но что-то я теперь не очень уверен ни в первом, ни во втором. Так или иначе процесс будет именно таким и не сильно должен отличаться от картинки.
5. Всё. Система заполнена и готова к старту. Начинается нагрев, пошло расширение воды. Объём системы увеличивается, объём воздушной камеры уменьшается. Давление в системе прежнее 1,5 бар ибо несжимаемое. Давление в воздушной камере растёт ибо сжимаемое. Там давление после догрева будет обязательно больше чем в пункте 4.
При остывании идёт откат от 5 картинке к четвёртой. Таким образом давление в системе остаётся всегда постоянным (выше вопрос был про идеальную прямую значения давления), меняется только давление в воздушной камере. И именно поэтому проверять и качать воздушную камеру нужно только с
пустой И открытой системой отопления. Иначе значения совсем не те.
Всё так? Или есть возражения?
Отправлено спустя 1 час 22 минуты 17 секунд:
Теперь с двумя баками в системе попробовал.
Вводная такая. Первый бак 1 бар, второй 0,5, систему заливаем до 1,5 бар.
Я начал с готовой незаполненной системы.
1. Баки накачаны, система открыта, готова к заполнению.
2. Систему закрываем, заполняем до 0,5 бар. Мембраны остаются на месте.
3. Заполняем до 1 бар. У первого бака мембрана на месте, во втором баке мембрана встала на исходное положение.
4. Заполняем до 1,5 бар. У первого бака мембрана встала в исходное положение, у второго бака мембрана выгнута в сторону воздушной камеры.
И это, заметьте, мы ещё нагрев не включили, а у вас бОльшая часть объёма второго бака уже потеряна. Вы просто залили в систему лишние (условные) поллитра теплоносителя. Которые просто забили вам объём менее накачанного бака. А если учесть, что в вашей реальной системе второй бак меньше первого в 3,5 раза, то от него и толку чуть. Более того. При нагреве, я думаю (но нет уверенности), что объём расширяющегося теплоносителя будет распределяться пропорционально объёмам бака. То есть первый бак будет компенсировать 3,5 части объёма, а второй только 1. И что вы тогда удивляетесь, что после установки двухлитровки ничего не изменилось? Туда при нагреве 2 пипетки заходит. Даже если не так и работают баки поровну - во втором всё-равно мало места осталось.
Повторюсь, не претендую на истину. Возможно мои размышления неверны в корне. И, безусловно тут всё гораздо сложнее. Влияет и размер баков и их подсоединение относительно циркуляционного насоса, наверняка ещё какие-либо факторы.